Образовательная программа. Организация учебно-воспитательного процесса:
Организация учебно-воспитательного процесса строится на основе:
- Конституции РФ;
- Закона РФ "Об образовании" № 273 - ФЗ; от 29/12/2012
- примерная образовательной программы "Детство"
- ФГОС дошкольного образования № 1155 от 17.10.2013
- Приказа № 655 от 2009 года "ФГТ к структуре образовательной программы";
- Приказа № 2115 от 2011 года "ФГТ к условиям образовательной программы";
Построение образовательного процесса образовательного учреждения осуществляется с учетом следующих принципов:
- Принцип комплектности. Решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи планируется с учетом взаимодействия всех факторов состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность; нагрузки на ребенка: умственной, физической, эмоциональной; положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Принцип необходимости специального педагогического руководства.
- Принцип психологической комфортности. Обеспечение ребенку положительного «эмоционального самочувствия», состояния психологического благополучия.
- Принципы динамичности заключаются в постановке таких целей по обучению, воспитанию и развитию ребенка, которые бы постоянно углублялись и расширялись, а не дублировались.
- Культурно-деятельностный принцип. Его содержание – идея культурной деятельности как процесса, который сохраняет и пестует жизненные силы растущей личности.
- Принцип природосообразности. Учет биологической природы ребенка: понимание врожденных черт личности, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Принцип взаимодействия. Взаимная обусловленность, активность всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, родителей и специалистов.
- Принцип педагогического оптимизма. Оптимизм – неотъемлемое условие взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Учебно-воспитательный процесс выстроен на основе комплексно-тематического планирования, интеграции образовательных областей.
Задачи и цель примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Детство". Объем образовательной нагрузки.:
ПРОГРАММА «ДЕТСТВО» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова)
Девиз программы: «Чувствовать – Познавать – Творить».
Линия чувств – это развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
Программа ориентирует педагогов на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и состояниями людей; на формирование понятия о гуманном и негуманном поведении; на осознание общности настроения природы и человека; на воспитание сострадания ко всему живому на земле и воспитание эмоциональной отзывчивости; на приобщение дошкольников к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
Линия познания направлена на решение задачи – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты познания: люди и отношения, мир предметов и трудовой деятельности, природа, искусство и др.
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества – через пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желание включиться в творческую деятельность (в игре, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, математической, природоведческой и речевой сфере).
Базовая задача программы – укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ двигательной и гигиенической культуры, валеологическое просвещение дошкольников. Содержание программы центрировано на ребенке, на создании благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.
Программа состоит из 9 разделов.
«Растим здоровыми, крепкими, жизнерадостными»
Задача воспитания: укрепление здоровья детей, развитие двигательной и гигиенической культуры, формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения. «В игре ребенок развивается, познает мир, общается». Задача воспитания: создать условия для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности с целью обогащения впечатлений детей о социальном мире, обогащения игрового и творческого опыта каждого ребенка.
«Старший дошкольник входит в мир социальных отношений».
Задача воспитания: развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям; углубление представлений о себе, о своем организме, о своих личностных качествах, возможностях, достижениях; развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
«Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду»
Задача воспитания: помочь ребенку свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни; помочь обрести целостный образ взрослых, осознать значимость трудовой деятельности взрослых и своей в повседневной деятельности.
«Ребенок открывает мир природы»
Задача воспитания: способствовать расширению и углублению представлений детей о природе, развивать эстетические чувства, связанные с ее красотой; воспитывать элементы экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих).
«Развиваем речь детей»
Задача воспитания: совершенствование речи детей. Основные направления: развитие словарного запаса, формирование звуковой культуры речи, грамматически правильной речи, развитие связной речи и культуры общения, в старшем дошкольном возрасте - подготовка к обучению грамоте.
«Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки»
Задача воспитания: развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к искусству и художественной литературе; поддержание активного тяготения к книге, развитие интереса и любви к ней; ознакомление с различными видами и жанрами изобразительного искусства, формирование навыков в изобразительной и музыкальной деятельности.
«Первые шаги в математику»
Задача воспитания: развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей; освоение свойств предметов, развитие числовых представлений, обучение обобщению, сравнению, выявлению и установлению закономерностей, связей, отношений и т.д.
«Скоро в школу!»
Задача воспитания: развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой социальной позиции школьника. Решение всех задач обеспечивает формирование готовности детей к предстоящему школьному обучению.
Общий примерный объем образовательной нагрузки инвариантной части Программы в блоке совместной образовательной деятельности взрослого и детей рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников по основным направлениям их развития и включает время, отведенное на непосредственно образовательную деятельность и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов. Ежедневное время, отведенное на реализацию конкретной образовательной области в рамках одного из основных направлений развития детей, является условным временем (в один из дней недели оно может быть увеличено, в другой – уменьшено) и показывает пропорциональное соотношение продолжительности работы педагогов и детей по реализации содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Отдельное время на реализацию образовательной области «Коммуникация» не планируется, развитие восприятия и активной речи детей систематично и целенаправленно осуществляется во всех видах деятельности ежедневно.
Объем образовательной нагрузки по направлениям физическое и художественно-эстетическое развитие в инвариантной части Программы должен составлять не менее 50% общего объема образовательной нагрузки.
Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в инвариантной части Программы (по 25% от общего объема).
Объем и место в режиме дня для самостоятельной образовательной деятельности детей во всех моделях соотношения инвариантной и вариативной частей Программы устанавливается педагогом группы. Время самостоятельной деятельности детей рассчитывается с учетом времени, отведенного на:
- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода;
- дневной сон.